მღვდ. ზურაბის (აროშვილი) და არქიმანდრიტ რაფაელის კითხვა-პასუხი

Людиии!!! на Марсе экуменизм!

Или  коварные сирени

chemi-da-rafaelis_1

“По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением”.  (Святитель Игнатий Брянчанинов. Из заключительного слова к “Отечнику”)

chemi-da-rafaelis_2

  • 11/04/2005 [23:04] frzurab спрашивает:

ВСТУПИВ В ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – “Есть ли жизнь на Марсе? или Людиии!!!! на Марсе Экуменизм!”
Вопрос: А может лучше так назвать эту статью?

  • Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Зураб! Если на Марсе высадятся космонавты – один католик, второй протестант, третий униат, то экуменизм на Марсе возможен.

  • 14/04/2005 [11:39] Зураб спрашивает:

Это очень хорошо, что вам не нравится документ ВСЦ – «Заключительный Отчет Специальной Комиссии по вопросу об участии Православных Церквей в работе Всемирного Совета Церквей» и вообще экуменизм.
Но! Кто эти экуменисты? Кто занимается со стороны офиц. Церквей экуменизмом? Разве Марсиане? Нет, дорогой это ваши первоиерархи Констант. Патриарх., Алексаедр. Патриарх., Антиох. Патриарх. и т.д. Вы с этими иерархами находитесь в мистическом единстве и они ваши Епископы!!! Не буду сейчас объяснять, что значит Епископ вы теоретически знайте это. Также не стоит оправдываться тем, что они лично ответят перед Богом за свои деяня и что вы не причем. Да! И они ответят за своe богонасмехательство и вы будете в ответе за свое сослужение и за духовное единение с этими лже – епископами! Верьте, дорогой, Бог поругаем, не бывает! И хорошо оглянитесь, не на Марсе это все происходит, а на вашем «…глубочайшем интиме Церкви…» как вы его сами называете!
Как наверно сами понимаете это уже не вопрос! Потому, что в Вере в Истинного Бога Спасителя, в Его учении принесенном на землю, сохранившейся до нас в Церкви, которая возвещается нам св. Отцами, не ставятся вопросительные знаки, а утвердительные! И не надо ухищрениями превратно-развратного ума переделывать Его, стараться приспособить Его к своему экумен-болотному состоянию!

  • Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Зураб! Мое отношение к экуменизму достаточно полно выражено в брошюре «О новомодернизме» и статьях, помещенных на сайте. Церковь – Едина, как был един ковчег во время потопа. Те, кто покидают ее, становятся не новой благодатной Церковью, а отщепенцами, прыгнувшими из ковчега в море.

  • Fr. Zurab:

А кто и что у вас в ковчеге? Посмотрим. Вот высокопочтенные и дорогие трупы Епископы-экуменисты сидят на первом месте. Очень интересно, какие припасы у них для людей, находящихся в ковчеге? Впереди жe длительное  плавание! Даа, вот видно – новые скрижали веры, новые хартии единств со всеми заморскими и незаморскими еретиками. Наверно так удобнее плыть, что-бы не было неудобств и дискомфорта в мире сем, да?

Кто еще там в ковчеге? Вот и вы и вами подобные коварные сирени, которые  оправдывают все и вся, чтобы в фарисейском  самодовольстве услаждаться своим самобожием! Главное чтобы не было бунта, и ничего не мешало ковчегу слиться во едино с миром!

Но! А причем же тут Церковь Бога живого? Которая основана на камне Истинной веры? Где же тут исповедничество, свидетельство о том, что в Церкви Истинной не может проповедоваться клевета на Бога и что не может Церковь быть проповедником лжи о Боге. Разве в вашем  ковчеге это не так, или напомнить вам деяние ваших кормчих? А может вы думаете, что у вас епископы еретики а вы священники православные?  Но этоже примитивное new-акефальство!

«Церковь – Едина, как был един ковчег во время потопа» – пишете вы. А кто вам сказал, что Она не Едина? Она Едина в святой, в Истинной Вере и Она неотъемлемо связана со всеми святыми. Она носительница Истины, а не лжи! Но согласитесь, Церковь не может  быть  в единении с Коптами-монофизитами, с Якобитами-монофизитами, с Мелхитами-униятами (документы об вышесказанных единений, как и вы знайте, реальны)! Вы согласны? Если вы согласны, тогда должны признать, что т.н. офиц. Антиох. Церковь, офиц. Александр. Церковь и иже с ними не могут быть Православной Церковью. А если вы несогласны, тогда вы допускаете в Церкви совместного сосуществования ереси и Истины.

Ну и после выше описанной картинки, каков ваш ковчег и куда она плывет? А, может вы с вашими Епископами сидите в одном ковчеге, а направляйтесь в разные стороны? Это уже тема анекдотов ( как, мол, техника и наука вперед ушла, в одном поезде, а в разные направления).

Свящ. Зураб (Арошвили)

  • Архим. Рафаил:

Господин Зураб! Очевидно, вы считаете истинной церковью свою группу, и, разумеется, собственную персону, хотя таких групп можно найти сотни. Все они не согласны друг с другом и каждая считает себя носительницей Вселенского Православия. Не думаю, чтобы мои таланты были настолько великими, чтобы мой голос мог быть сравнен с голосом сказочных сирен, перед которыми никто не мог устоять. Но вы напоминаете мне Одиссея, который, будучи привязан к матче, неистовствовал и буйствовал. Если вы читали Гомера, то поймете, о чем я пишу.

Господин Зураб! Я мог бы ответить вам как мирянину, но как священник вы для меня – похититель чужого имени. Поэтому, я не считаю возможным входить в дискуссию с самозванной иерархией, и тем самым косвенно подтверждать не принадлежащий вам сан. Лучше, подумайте, кто ваша группа: единая, святая, апостольская церковь, или же детский сад?

  • Fr. Zurab:

Письмо не подписано, но по тексту видно, что вы, Рафаил, писали его. Приличные люди подписываются за свои слова!

Что касается вашего мнения насчет моего сана. Дорогой, вами любимые и признанные епископы  давно уже признают священство очень многих протестантских сект! А, хиротонии православных епископов вы и вами подобные не считайте  хиротонией!?  Если вы думайте меня оскорбить тем, что вы меня считаете – похитителем чужого имени и тому подобными высказываниями, вы ошибаетесь! Для меня оскорбительно было бы, если вы меня признавали, потому, что не было тогда разницы между православным священником и католическим, или протестантским пастырем, которых, как я выше сказал, ваша «каноническая иерархия» давно уже признает. Так, что лучше вы подумайте, с кем в месте вы  представлейте «церковь»!!!!

Насчет несогласии Истинно-православных друг с другом. В основном эти несогласии внешне церковно-административные и не касаются основных вероисповедальных вопросов. Если хорошо посмотрите в офиц. Церкви, не мало страдают этим недугом из за территорий и национальных проблем, часто разрывают  друг с другом «евхарист.» связи!

Сейчас о главном. Вы не смогли ответить на содержание моего письма, потому, что нечего вам сказать и поэтому как человек хитроумный, переходите на личное оскорбление. Но! О чем я вам писал, это горькая правда, и вы это знаете! Поэтому в свое время ответите перед Богом за то, что, зная, но скрывая от людей правду, служили для ихней погибели! Бог есть Истина и надо истиной и правдой служить Ему! А не лживыми оправданиями богомерзкого отступления нынешнего времени!

«С теми кто делает вид, что исповедует Православие, но находится в союзе с людьми инога мировозрения и не внемлет предостережениям, продолжая упрямствовать, вы не только должны прервать союз, но и должны перестать называть их братьями». (Св. Василий великий  PG,Vol.CLX,Col.101c.)

Сегодня Православная Церковь вспоминает исповедника святого Никиту Игумена Мидикийского монастыря. Он да будет нам судией перед Богом в наших словах и в нашей вере.

Свящ. Зураб ( Арошвили)

  • Архимандрит Рафаил:

Зураб! Я предупреждал вас, что не знаю священника Зураба Арошвили, и поэтому входить в дискуссию с похитителем чужого имени – не могу.

К тому же вы дали нечестный ответ, как будто раскольничьи группировки – едины, вроде раскольничьего экуменизма. Каждый из раскольничьих синодов считает себя единой в мире церковью; каждая из групп кричит, что благодать осталась только в ней. Единственное, что вас объединяет – общая ненависть к Церкви, а затем идет взаимная борьба и грызня. Кроме того, Бостонская группировка, к которой вы принадлежите, не только раскольничья, но и еретическая, так как считает, что искупление произошло не на Кресте, а в Гефсимании. Почему же, в таком случае вы носите изображение креста, а не гефсиманской чаши? Я был бы готов в спокойном тоне обсудить с вами эти вопросы, и то при условии, если бы вы не подписывались как священник. Что касается вашего обвинения в личном оскорблении, то прочитайте замечательную книгу священномученика Киприана “О единстве Церкви”, где он говорит, что с ухода из Церкви человек теряет все, что получил в Церкви, вплоть до самого имени христианина. Кроме того, у меня подозрение, что вам нужна не дискуссия – как поиск истины, а мой сайт – как трибуна для охаивания Церкви. Поэтому, позвольте, попрощаться с вами без взаимного рукопожатия.

  • Свящ. Зураб (Арошвили):

Дорогой Рафаил, земляк!  Не надо предупреждать и запугивать нас. Мы не из пугливых, поверьте нам!

Насчет похитителя чужого имени и т.п. Я уже ответил вам и не надо повторятся! Ну, а если не хотите отвечать, вас никто не заставляет насильно писать, кроме, что вашей гордости, которая никак не может признать  поражения. Потому, что вам же ведь нечего отвечать по существу! Вам лучше писать про картинки Рериха, или  экзегетику на Гомера, или же толькование «Вытяза в тигровой шкуре» ( кстати, вы, как я помню, писали его. Может допишите до конца). А православие оставьте православным, это не ваша территория!

Насчет Истинно-православных. Нынешняя ситуация очень сложная. Доверие друг к другу очень низкая. Но! Не надо удивляться. Между именуемых ИПЦ есть и самозванцы и раскольники и даже неправославно мыслящие в некоторых вопросах веры. А для установления истинности Церкви существуют критерий – Богоданные церковные каноны и учения, по ними и устанавливается, какая церковь лже, а какая Истинна. Но, мы знаем, что и в России и в Греции и в Америке и в Европе есть православные. И не надо сейчас же требовать от них, чтобы объединились быстро и назначили себе патриархов, подписали конкордати  с государствами и зарегистрировалис в Министр. Юстиц. Не много времени прошло с тех пор, как они убежали от своих лже-епископов! А, Лже-епископы сами уидут и уже уходят из арены мира. Вы как я помню человек книжный и должны знать, в первые четыре века как существовали церкви. Так, что не надо сейчас рвать на себя одежду и кричать, что, мол почему у вас нет вселенского патриарха со своей Визант. Имперей, митропол. округами и на местах не сидят патриархи?! Если это говорил какой-то некнижный «батюшка» еще ничего, но от вас настораживает и выдает вашу неискренность!!!!

Насчет свящ.муч. Киприана и его “О единстве Церкви” . 15 лет тому назад мы перевели на Груз. и опубликовали ее. Хорошо прочитайте его, может поймете в конце концовь, что значит Церковь и епископ! Все-таки спасибо, что ни Гомера, а св. Отца предложили прочитать. Взаимно я предложил-бы вам освежить память и перечитать историй монофелитства, иконоборчества и жития святых Отцов того времени и также их письма! Вы знайте, они особые эти, – жития и письма!!!!!

От гордости вызванной ярости человек может дойти до умопомешательства! Вот вы пишете  – «Бостонская группировка, к которой вы принадлежите, не только раскольничья, но и еретическая, так как считает, что искупление произошло не на Кресте, а в Гефсимании. Почему же, в таком случае вы носите изображение креста, а не гефсиманской чаши?» – Можете ли вы представить доказательство вашего обвинения? Кто, когда, и где наши епископы говорили, или писали такое? Клевета, как я помню, большой грех! Конкретно представьте документы!!!!! А, насчет ваших епископов-еретиков у нас конкретные документы имеются!!!!! Может на дому выслать? Так, что не нам надо оправдываться, а вам оправдывать неоправданные и богохульные дела ваших иерархов, чего вам так не хочется, чтоб не оказаться в глазах людей неправославненьким «батюшкой»! Ой, как это весь ваш «православный» маскарад смоет!

Вы пишите – «Кроме того, у меня подозрение, что вам нужна не дискуссия – как поиск истины, а мой сайт – как трибуна для охаивания Церкви». Опять клевета! Я же не пишу эти письма прямо в вопросник сайта, а отсылаю ответы вашему администратору. Который хочет повесит на сайте, а хочет нет!

…. «Мой сайт – как трибуна для охаивания Церкви». –  Интересное слово. Поверте дорогой, своими деяниями ваш междунарожный сборник т.н. офиц. Церквей давно уже себя охаивал!

Насчет прощаний. Дорогой земляк, мы с вами попрощались 1997 году. Вы глубоко ошиблись, когда начали со мной переписку. В вашых письмах,  вы вовсю показали себя! Но! дорогой Рафаил вы не на один существенный вопрос не смогли ответить. Еретики ли те, которые входят в религиозно-мистическое общение с еретиками? Это смертельный вопрос для вас и вами подобных!

Надеемся, что от вас более не будет ответа. Ну, как говорится если дерзнете, будьте уверены от православных получите достойную исповедь своей веры!

В места эпилога

« Поэтому и я ожидаю, что буду пойман в сети кем-нибудь из тех, о которых я упомянул, и повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом, любителем шума и суетного блеска. Ибо этот человек не стоить того, чтобы называть его философом (любителем мудрости), так как он всенародно обвиняет нас в том, чего не знает, – будто христиане безбожники и нечестивцы; и это делает он в угоду и удовольствию обольщенной толпы. Если он нападает на нас, не изучавши учения Христова; то он человек крайне злой и гораздо хуже простолюдинов, которые часто остерегаются говорить о том, чего не знают, и приносить ложное свидетельство; а если он изучал его и не понял его величия, или понял, но делает так, чтобы не заподозрили его, что он христианин, то оказывается еще более низким и злым, потому что он раб народного и неосмысленного мнения и страха И я хочу, чтоб вы знали, что я, предложив ему несколько вопросов, удостоверился и доказал. что он вовсе ничего не знает. И если эти состязания с ним не дошли до вас, то, в доказательство истинности моих слов, я готов и при вас повторить состязание с ним: и это было бы царское дело. А если известны вам и мои вопросы и его ответы, то для вас ясно, что он ничего нашего не знает, или если и знает, то, боясь слушателей, не смеет говорить, подобно Сократу, и через то обличается, что он, как я сказал, не философ, а славолюбец, который не уважает того достойного всей любви правила Сократова: «никого не должно предпочитать истине». И невозможно, чтобы циник, избравши последнею целью безразличие (между добром и злом) признавал какое-нибудь добро, кроме безразличия. »

(Св. Иустин Мученик   “Апология II представленная в пользу христиан римскому сенату” )

P.S. Администратору. Михаил, так да вас зовут? Дорогой я понимаю, что переписка оказалась не очен-то, мягко говоря, спокойным! Вы лично и за Рафаила не оскорбляйтесь пожалуйста. Бог на помощь вам дорогой !

————————————————————————————-

ეკუმენიზმში სამღვდელო იერარქთა მამხილებელი დოკუმენტები

dokumentebi_3_1

dokumentebi_3_21

dokumentebi_4_1

dokumentebi_4_2

Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru

10-02-2005 15:15

СПРАВКА: Экуменическая открытость Антиохийского патриархата

До II Мировой войны Антиохийский патриархат находился в постоянной оппозиции к обновленческим тенденциям греческих церквей (Константинопольского и Александрийского патриархатов, официальной Элладской Церкви). Его делегаты не присутствовали на Константинопольском соборе 1923 года (на котором церковный юлианский календарь был заменен григорианским), он всегда сопротивлялся введению григорианского календаря, – то есть во всем, что касается ощутимых для жизни церковного народа перемен, – Антиохийский патриархат был консервативен.

Однако Антиохийский патриархат не смог устоять перед соблазном объединения христианских Церквей Востока на основе их этнического, общеарабского единства. Только в Антиохийском патриархате на официальном уровне действуют решения об уже состоявшемся объединении с христианскими неправославными Церквами; все они Восточные Церкви.

Первое такое решение было принято около 30 лет назад для паствы в Ливане: синодальное постановление разрешило совместное участие в евхаристии православных ливанцев и мелькитов-католиков (Мелькитская Греко-Католическая Церковь).

Соглашения в Шамбези (с монофизитами) и Баламанде (с католиками) сблизили Антиохийский патриархат и другие христианские конфессии Востока еще больше. 22 июня 1991 г. Антиохийский Священный Синод под председательством нынешнего Патриарха Игнатия IV принял постановление “Об общении между Восточным Православным и Сирийским Православным (на самом деле монофизитским) Патриархатами Антиохии”. Это постановление, в частности, предусматривает:

1. Полное взаимное уважение между обеими Церквами в отношении их богослужения, духовных традиций, исторического наследия и святых отцов.

2. Отказ от принятия членов одной Церкви в члены другой, независимо от мотивировки.

3. Если два епископа разных Церквей встретятся для совместного духовного служения, то первенствовать обычно должен тот из них, с чьей стороны имеется большинство народа. Однако если служба представляет собой таинство венчания брака, то первенствовать будет епископ церкви со стороны жениха.

4. Если в какой-либо местности окажется только один священник одной из Церквей, то он должен преподавать божественные таинства членам обеих Церквей, включая Божественную литургию.

Это постановление не было пересмотрено и тогда, когда Сирийский патриархат (постановлением от 25 января 1994 г.) установил евхаристическое общение с Римско-Католической Церковью.

Основой всех перечисленных объединений Антиохийского патриархата с другими патриархатами и Церквами Востока является этническая общность паствы. Стремление основывать церковные организации исключительно по “племенному”, то есть национально-культурному, признаку получило название филетизма (от греческого “филе”, племя). Филетизм был анафематствован Поместным собором в Константинополе в 1872 г. (после отказа Болгарии, в связи с обретением государственной независимости, от канонического подчинения Константинополю). Решение Константинопольского собора было затем признано и Святейшим Синодом Российской Церкви.

По материалам журнала “Вертоградъ-Информ”, 2 (47) 1999, с. 35 – 36.

Версия для печати.

Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru

10-02-2005 12:29

А. А. Соллогуб. Экуменические импульсы процесса реинтеграции Антиохийского патриархата [экуменизм]

——————————————————————————–

Христиане находятся в преддверии великого юбилея — 2000-летия явления в мир во плоти Господа Иисуса Христа. Однако, грядущее торжество омрачается отсутствием христианского единства [1], что нарушает заповедь Христа Своим ученикам и последователям: “Да будут все едино… чтобы мир уверовал” (Ин., 17: 20-22). Разделения терзали Церковь с первых веков христианства, но наиболее тяжелые и долгосрочные последствия имел раскол 1054 г. [2] Вызванный не столько религиозными, сколько историко-культурными причинами [3], он явился заключительным актом продолжавшегося несколько столетий отчуждения христиан Запада и Востока. В последующие века это отчуждение нередко принимало формы межнациональной вражды. Многочисленные церковные унии, заключавшиеся с Римом в различных местах по политическим мотивам (наиболее известные из них в Европе — Лионская, 1274; Ферраро-Флорентийская, 1438; Брестская, 1596), не принимались всеми верующими и порождали новые разделения. Римская латинизация и вмешательство в религиозные конфликты государства привели к той ненормальной ситуации, которую мы наблюдаем ныне и Беларуси [4]: разделение в рамках одного народа христиан одной и той же традиции. Модель отношений между Римом и униатскими церквами основывалась на искаженном богословии и в настоящее время уже не удовлетворяет восточных католиков и не вдохновляет православных. Международная комиссия по православно-католическому богословскому диалогу на своем заседании в Баламанде (Ливан) в 1993 г., признавая право Восточных Католических церквей на существование [5], отвергла унию как устаревший метод восстановления церковного единства. Диалог православных и греко-католиков, отягощенный взаимными претензиями и предубеждениями, проходит очень сложно. Но есть события, внушающие надежду. На Ближнем Востоке, в пределах антиохийского Патриархата [6], где, по свидетельству дееписателя Луки, ученики Христовы впервые стали называться христианами (Деян., 11: 26), примирение проис ходит не только в сердцах верующих, но и среди церковных структур. Вырабатывается перспективная модель будущего восстановления церковного, единства. Эта модель уже перенимается и другими конфессионально разделенными народами.

В январе 1996 года в итальянской газете “L’Avenire” и французской “LaCroix” была опубликована статья Оливье Клемана “Наконец-то творческий экуменизм”. Такую оценку французский православный богослов [7] дал про исходящему сейчас на Ближнем Востоке процессу реинтеграции антиохийского Патриархата (грядущему воссоединению Антиохийской Православной и Мелхитской Греко-Католической Церквей) [8], назвав его событием, имеющим решающее значение. Ввиду исключительной важности этого вопроса, представлю краткий исторический обзор диалога православных и греко-католиков Антиохии и его идеологическую основу.

Уния частей Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов с Римом в 1724 году, в результате чего возникла Мелхитская Греко-Католическая Церковь, была вызвана стремлением христиан Ближнего Востока, находящихся в агрессивном исламском окружении, найти внешнюю точку опоры [9], а также резким недовольством верующих арабов засильем греческой иерархии. Другое крыло, как известно, ориентировалось на Русскую Церковь, которая помогла избрать в 1899 году 1-го после долгого перерыва православного Патриарха араба Мелеса [10] (Думани). Греческие Церкви не признавали его до 1909 года, когда Константинопольский Патриарх Иоаким восстановил с ним общение.

С самого начала разделение воспринималось как вынужденное и временное, и мелхиты делали все возможное для сохранения в лоне Римской Церкви своей идентичности; чтобы не создавать препятствий желаемому восстановлению единства Антиохийского Патриархата. Мелхитский Патриарх Григорий I (Юсуф) (1864—1897) на I Ватиканском соборе решительно отстаивал восточную экклезиологию [11] и покинул Рим еще до провозглашения догмата о папской безошибочности (exCathedra) в вопросах веры и морали. Отвечая на официальное письмо кардинала Барнабо с просьбой дать мнение о догма те, он декларировал свое полное неприятие этой доктрины и не ездил более в Рим, до тех пор пока Папа Лев XIII не опубликовал в 1893 году знаменитую энциклику [12] “Orientaliumdignitas” (“Достоинства восточных”). Мелхитский Патриарх Максим IV (Саех) (1947—1967) выступил против ограничений прав и привилегий восточных Патриархов в подготавливаемом Папой Пием XII Кодексе канонического права Восточных Католических Церквей, созвав по этому вопросу специальный Синод в Каире в 1958 году. Деятельность Патриарха Максима IV на И Ватиканском соборе Константинопольский Патриарх Афинагор, принимая его в Родосе в 1964 году, оценил такими словами: “Вы говорили от нашего имени”. Патриарх Максим IV, несмотря на то, что высокий интеллектуальный уровень мелхитского духовенства притягивал православных, отказался от прозелитизма [13] в пользу восстановления единства экуменическими методами и заявил о готовности уступить свое место православному Патри арху в случае возобновления евхаристического общения православных и греко-католиков Антиохии. Нынешний Мелхитский Патриарх Максим V (Хаким) продолжает линию своих предшественников. Он учредил епархии для диаспоры в Америке и Австралии и резко критикует вступивший в силу в 1990 году Кодекс канонов Восточных Католических Церквей.

Официальный диалог между мелхитами и православными Антиохии с целью восстановления единства Патриархата начался в 1974 году. Были проведены одновременно Синоды обеих Церквей с участием в них делегаций партнеров по диалогу. Дискуссии носили очень откровенный характер. В августе 1975 года на Синоде епископов Мелхитской Церкви архиепископ Баалбека (Ливан) Елиас (Зогби) предложил свой проект так называемого двойного общения или двойной принадлежности, который мог бы, по его мнению, подготовить объединение с православными Антиохии, не разрывая общения с епископом Рима [14]. Это предложение Синод направил в компетентные инстанции Ватикана, но получил отрицательный ответ. Монсеньер Зогби не успокоился ив 1981 году опубликовал книгу “Все схизматики?”, в которой декларировал свое общение одновременно как с Римской Церковью, так и с Антиохийским Православным Патриархатом. В феврале 1995 года он издал еще одну книгу— “Единое Православие — да. Через унию — нет”, продолжая пропагандировать свои взгляды. В июле 1995 года, по инициативе неутомимого архиепископа Зогби, 23 из 25 епископов Мелхитской Греко-Католической Церкви подписали декларацию из двух пунктов:

1.Я признаю все вероучение Восточной Православной Церкви;

2.Я признаю примат епископа Рима в тех пределах, как его признавали восточные греческие отцы 1-го тысячелетия неразделенной Церкви.

Это заявление, поддержанное Патриархом Максимом V, получило горячее одобрение Патриарха Игнатия IV и Синода Антиохийской Православной Церкви. Известный антиохийский православный богослов митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр) [15] заявил, что мелхиты выполнили необходимое и достаточное условие для восстановления с ними православными евхаристического общения [16]. С целью изучения путей воссоединения двух ветвей Антиохийской Церкви, было принято решение создать Смешанную комиссию, в которую вошли с православной стороны митрополиты Бейрутский Елиас (Ауди) и Гор Ливанских Георгий (Ходр), а со стороны мелхитов — находящийся на покое архиепископ Елиас (Зогби) и его преемник на Баалбекской кафедре архиепископ Кирилл (Бустрас). 27 июля 1996 года Синода епископов Мелхитской Церкви единодушно принял заявление, в котором говорится, что существующее с православными единство в вероучении, сформулированном 7-ю Вселенскими соборами, делает общение в Таинствах уже сегодня естественным и продолжение схизмы не имеет никакого оправдания. Говоря о роли епископа Рима, Синод видит служение Папы в духе Декрета об экуменизме II Ватиканского Собора [17] (параграф 14) и практике неразделенной Церкви 1-го тысячелетия. Октябрьский 1996 г. Синод Антиохийской Православной Церкви, одобрив деятельность Смешанной комиссии, решил не обнародовать результаты ее работы без согласия обеих сторон. В том же году перспективы восстановления единства Антиохийской Церкви обсуждал с Константинопольским Патриархом Варфоломеем I в Фанаре (Стамбул) Антиохийский Православный Патриарх Игнатий IV.

Процесс реинтеграции Антиохийского Патриархата, несомненно, будет доведен до конца, ибо это является условием выживания христиан во враждебном иноверном окружении, отвечает национальным арабским интересам и удачно накладывается на идеологию “Великой Сирии”, исповедуемую руководством Сирийской Арабской Республики. Патриарха-араба желает видеть и администрация Палестинской автономии, видное положение в которой занимают мелхиты. Достаточно назвать Георгия Хабаша, Ханана Храуи. Жена Ясира Арафата — Хуса, как известно, православная христианка. Рождественские торжества последних лет в Вифлееме проходят с участи ем высших палестинских руководителей. Арафат присутствует на мессе, совершаемой Латинским Иерусалимским Патриархом арабом Мишелем Саббахом, а его супруга с малолетней дочерью участвует в православной литургии. По неофициальным данным, о восстановлении полного евхаристического общения между православными и греко-католиками Антиохии будет объявлено во время празднования двухтысячелетия Христианства. Образование Пан арабской Церкви в результате реинтеграции Антиохийского Патриархата и усвоения его предстоятелем титула Мелхитского Патриарха — Антиохийский и Всего Востока, Александрии и Иерусалима, приведет к серьезным пере менам в Православном мире. Греческие Александрийский и Иерусалимский Патриархаты — рудименты эпохи позднего византизма — потеряв арабскую паству, которая, естественно, предпочтет Патриарха араба, фактически прекратят свое существование [18].

Однако, “антиохийская модель” оказывается востребованной и за пределами Ближнего Востока.

В апреле 1996 года формулу архиепископа Зогби подписали участники 7-го заседания так называемой “Исследовательской Группы Киевской Церкви”, ставящей своей целью укрепить отношения и сотрудничество между Украинской Греко-католической Церковью (УГКЦ), включая Церковь на Украине и в диаспоре, и Вселенским Константинопольским, патриархатом. Эту неформальную группу, получившую благословение Священноначалия обеих Церквей, составляют иерархи и богословы Константинопольского Патриархата различного этнического происхождения, а также иерархи и богословы УГКЦ. Группа периодически проводит коллоквиумы (1-й в 1992 году в Оксфорде — резиденции одного из инициаторов создания Группы с Константинопольской стороны митрополита Диоклийского Каллистоса (Уэра) и 8-й — в августе 1997 года в Киеве). На одном из заседаний Группы митрополит Каллистос сделал характерное заявление: “Для нас методологически важно задать вопрос: почему отношения между православными и греко-католиками сейчас и в общем, в прошлом, настолько лучше в Сирии и Ливане, чем на Украине, в Румынии и Чехо-Словакии? Не потому ли, что после разделения в 1724 году Антиохийского Патриархата, оттоманское правительство не пыталось уничтожить одну из групп силой, а предоставило христианам возможность свободно урегулировать свои отношения?..”

Выдающуюся роль в Группе играет архиепископ Чикагский Украинской Православной Церкви в США Константинопольского Патриархата Всеволод (Коломийцев Майданский), ранее бывший епископом Скопельским, управляющим украинскими православными приходами Константинопольского Патриархата в США и Канаде (посвящен в епископы в 1987 году архиепископом Яковосом /Кукузисом/ в Нью-Йорке). Во время посвящения бывший первоиерарх Константинопольского Патриархата в США, обращаясь к новопоставленному епископу Всеволоду, сказал: “Твоя задача — способствовать приведению разделенных украинских Церквей к единству под святым омофором Константинопольского Вселенского Патриархата”. В 1990 г. в состав Константинопольского Патриархата вошла Украинская Православная Церковь в Канаде во главе с митрополитом Василием.

В мае 1992 года по приглашению первоиерарха УГКЦ, верховного архиепископа Львовского Мирослава, кардинала Любачивского, епископ Всеволод выступил на 1-м после легализации Синоде епископов УГКЦ во Львове. Его встречали участники Синода продолжительной овацией, стоя. Он заявил, что Киевская Церковь не приняла участия в расколе 1054 года и, следуя прекрасному примеру Антиохийского Патриарха Петра, всегда старалась поддерживать общение с обеими сторонами — с Ветхим и Новым Римом [19].

УГКЦ, по словам епископа Всеволода, является наследницей Киевской митрополии, и она послужит основой построения Киевского Патриархата, имеющего общение как с Римом, так и с Константинополем. В знак надежды на желаемое восстановление полного евхаристического общения он подарил членам Синода Евхаристическую Чашу. “Мы обязаны, — закончил свое выступление епископ Всеволод, — следовать по пути ясных указаний Господа, которые Он нам дает — к Риму и Константинополю — и тогда мы увидим восстановленное единство нашей Киевской Церкви…”

В 1994 г. в окружном послании “О единстве Святых Церквей” кардинал Любачивский отметил, что Группа имеет благословение Синода, и призвал верующих УГКЦ молиться об успехе ее работы.

12 марта 1995 года, в неделю Торжества Православия, в стамбульском кафедральном соборе Святого Георгия состоялась торжественная Литургия, которую совершили Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей I и Предстоятель Украинской Автокефальной Православной Церкви в США и всей остальной диаспоре (кроме Канады) митрополит Константин (Бугган). Это богослужение знаменовало принятие УАПЦ в США, Европе, Австралии и Новой Зеландии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

В июне 1995 года во время визита Вселенского Патриарха Варфоломея I в Рим “Исследовательская группа Киевской Церкви” во главе с епископом Всеволодом имела у него аудиенцию. Константинопольский Патриарх благословил и одобрил деятельность как лично епископа Всеволода, так и Группы. В Римской мелхитской базилике Санта Мария в Космедине Группа встретилась также с Мелхитским Патриархом Максимом V, являющимся патроном созданного им в Лондоне “Журнала Восточных Церквей”, пропагандирующего идею воссоединения греко-католиков и православных. В декабре 1995 года во Львовской газете “Вiрую” было опубликовано интервью архиепископа Буэнос-Айресского УГКЦ Андрея (Сапеляка) под названием “Настала пора Киево-Галицкого Патриархата Украинской Православной Католической Церкви”. Бывший Секретарь Синода УГКЦ, аргументируя необходимость создания на базе УГКЦ единого с право славными автокефалистами Патриархата, сделал замечание, которое может иметь последствия и для церковной ситуации в Беларуси. “Думаю, — сказал архиепископ Андрей (Сапеляк), — что со временем и Беларусь повернется к нам, как это было когда-то в истории. Им (т. е. белорусам) был бы более благоприятен Киевский Патриархат…” “Ныне, — пророчествовал архиепископ Андрей (Сапеляк), — говорят: Рим, Константинополь, Москва, а вскоре будут говорить — Рим, Киев…” Разумеется, до этого еще далеко.

В июне 1996 года была образована Постоянная Конференция украинских православных епископов за пределами Украины. 2 марта 1997 года митрополит Константин (Бугган) произвел епископа Скопельского Всеволода в архиепископа Чикагского, управляющего Западной епархией Украинской Православной Церкви в США Константинопольского Патриархата. Выступая на торжественном богослужении в Свято-Владимирском соборе Чикаго, митрополит Константин подчеркнул, что объединение украинских православных церквей в США должно стать образцом для Церкви и народа на Украине. Как свидетельство экуменического духа, за литургией присутствовали епископы УГКЦ — Стемфордский Василий (Лостен) и Чикагский Михаил (Вишар). В своей проповеди архиепископ Всеволод призвал к дальнейшему диалогу с украинскими греко-католиками. “Мы имеем одну традицию, мы одна и та же Киевская Церковь”, — заявил он.

Идеи православных украинцев в диаспоре находят понимание даже у некоторых украинских православных иерархов Московского Патриархата. В открытом письме митрополита Полтавского и Кременчугского Московского Патриархата Феодосия (июль 1997) [20] выражается надеж да, что произойдет каноническое объединение всех ветвей украинского православия, к которому присоединятся и греко-католики. По словам митрополита Феодосия, в УГКЦ имеются “разумные, мыслящие епископы”. “Наша Церковь, — заканчивает свое послание митрополит Феодосии, — будет самой большой и влиятельной в мире, а на Украину будет равняться вся Европа!”

В августе 1997 г. делегация Постоянной конференции украинских православных епископов за пределами Украины, в составе которой был архиепископ Всеволод, участвовала в Киеве в работе очередного Всемирного форума украинцев и была принята президентом Украины Леонидом Кучмой. Сразу же после этого, впервые уже в столице Украины, по благословению Константинопольского патриарха Варфоломея, прошло заседание “Исследовательской группы Киевской Церкви”. Материалы этого заседания, как и всех предыдущих, будут опубликованы в издаваемом в Оттаве Институтом имени Анд рея Шептицкого журнале “Логос”.

В заключение следует отметить, что признаки налаживания между православными и греко-католиками экуменического диалога в антиохийском духе наблюдаются ныне также в Румынии и Словакии. Эти государства, стремящиеся интегрироваться в европейские структуры, жизненно заинтересованы в скорейшем разрешении застарелых межконфессиональных споров.

Об авторе. Соллогуб Александр Анатольевич. Окончил Московские духовные семинарию и академию, аспирантуру при ОВЦС МП, Экуменический институт ВСЦ в Женеве, кандидат богословия. В ОВЦС МП занимался отношениями РПЦ с Ватиканом, в Дамаске был секретарем Представительства патриарха Московского и всея Руси при патриархе Великия Антиохии и всего Востока. В настоящее время работает в Париже секретарем Корсунской (в ее состав входят Франция, Италия и Швейцария) епархии МП.

В публикации сохранена орфография подлинника.

[1]Подлинное христианское единство никогда не нарушалось: каждый православный христианин, исповедуя Символ Веры, свидетельствует об этом единстве словами: “Верую… во Едину… Церковь”. Внешнее “христианское единство” действительно постоянно (начиная с Апостольского времени) нарушалось и нарушается ересями и расколами, однако на самом деле эти ереси и расколы лишь отрывают своих последователей от единства с Церковью и делают очень сомнительным их право называться христианами, ибо, по слову св. отца, кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Таким образом, автор говорит о “христианском единстве” в человеческом, земном и секулярном его понимании, имея в виду, скорее, единство представителей “христианской цивилизации”.

[2]В результате этого раскола Римская церковь отпала от Вселенского Православия.

[3]Весьма распространенное среди светских историков заблуждение.Главным расхождением между Восточной и Западной Церквами в XI веке было принятие последней еретического учения об исхождении Святого Духа “и от Сына” (filioque), связанное тогда и с христологическими заблуждениями, а также ряд литургических и канонических нарушений.

[4]Более рельефно подобное национальное разделение по признаку конфессиональной принадлежности представлено на Западной Украине и в Югославии.

[5]Таким образом православные участники Комиссии, среди которых был и представитель МП, признали “законность” унии.

[6]Антиохийский Патриархат — древний Восточный Патриархат, охватывавший территорию диоцеза [Вдь-Информ.- Вероятно, автор не знал русского слова; следовало сказать “провинции”] “Orient” [Вдь-Информ: правильно: “Oriens”] (Восток) Римской империи [Вдь-Информ: в действительности,и за пределами Римской империи, включая миссионерские территории вплоть до Китая], с центром в городе Великая Антиохия на реке Оронте (ныне город Антакия в Турции). Антиохийская кафедра основана апостолом Петром, преемником которого является Антиохийский Патриарх с титулом “Патриарх Великия Антиохии и всего Востока” (с XIV века пребывает в Дамаске). Каноническая территория антиохийского Православного Патриархата — Сирия, Ливан и государства Арабского полуострова (Персидского залива). Насчитывает приблизительно 1,2 млн. верующих. — Прим. авт.

[7]Оливье Клеман известен своими ультраэкуменическими взглядами и откровенными симпатиями к католицизму.

[8]Мелхитская Греко-Католическая Церковь — крупнейшая после Украинской католическая Церковь византийского обряда (примерно 1 млн. верующих). Мелхитская (от арамейского и арабского “малик” — царь). Прозвище “мелхиты”, т. е. люди царя, дали противники IV Вселенского собора в Халкидоне (451 г.) на окраинах Римской империи христианам византийской традиции, принявшим его решения. После унии 1724 г. наименование “мелхиты” сохранили за собой греко-католики. Мелхитская Церковь охватывает все арабские страны, а ее Патриарх с титулом “Антиохийский и Всего Востока, Александрии, Иерусалима” имеет резиденцию в Дамаске, Каире и Иерусалиме. — Прим. авт.

[9]Подобными мотивами руководствовались инициаторы большей части уний восточных христиан с католиками — особенно, Лионской и Ферраро-Флорентийской.

[10]Мелетия.

[11]Экклезиология (от греч “экклесия” — церковь) — догматический раздел учения о Церкви. — Прим. авт.

[12]Энциклика (греч. — циркуляр) — послание Римского Папы ко всей Церкви по вероучительным вопросам. Обычно пишется на латинском языке и называется по первым словам. — Прим. авт.

[13]Прозелитизм — обращение христиан одной конфессиив другую методами,нарушающими христианскуюэтику (напр., предложение материальных выгод, возможности получить образование и т. д.). — Прим. авт. [Вдъ-Информ: Это экуменическое определение прозелитизма как чего-то заведомо аморального — еше одно “новое слово” экуменической науки; прежде понятие прозелитизма относилось ко всем обращениям в одну веру из другой независимо от моральной стороны дела.]

[14]Подобное “двойное общение” мало чем отличается от унии и фактически означает присоединении к унии официального Антиохийского патриархата.

[15]Один из лидеров современного экуменизма, идеолог суперэкуменизма. На Генеральной ассамблее ВСЦ в Аддис-Абебе в 1974 году он заявил о своем признании действия спасительной благодати Святого Духа в нехристианских культах.

[16]Разрыв общения с еретическим Римом, находящимся под рядом анафем Православной Церкви, таким условием не считается.

[17]Примечательно, что говоря о Вселенских Соборах, автор употребляет слово “Собор” с маленькой буквы, а о Ватиканском — с заглавной.

[18]Очевидно, ликвидация самостоятельного Иерусалимского патриархата — самого консервативного среди официальных Православных церквей — входит в ближайшие планы вождей экуменизма.

[19]Это очень большая историческая натяжка. Общеизвестно, что в 1054 году Киевская Церковь не была самостоятельной, а входила в качестве одной из Митрополий в Константинопольский Патриархат. Большая часть Киевских Митрополитов того времени были греками, назначавшимися непосредственно из Константинополя.

[20]Сепаратистская позиция митрополита Феодосия вызвала волну протеста среди иерархов и мирян Украинской православной церкви Московского патриархата, в лоне которой идея автокефалии весьма непопулярна.

Источник: журнал “Вертоградъ-Информ”, 2 (47) 1999, с. 36 – 39.

СПРАВКА: Экуменическая открытость Антиохийского патриархата

До II Мировой войны Антиохийский патриархат находился в постоянной оппозиции к обновленческим тенденциям греческих церквей (Константинопольского и Александрийского патриархатов, официальной Элладской Церкви). Его делегаты не присутствовали на Константинопольском соборе 1923 года (на котором церковный юлианский календарь был заменен григорианским), он всегда сопротивлялся введению григорианского календаря, – то есть во всем, что касается ощутимых для жизни церковного народа перемен, – Антиохийский патриархат был консервативен.

Однако Антиохийский патриархат не смог устоять перед соблазном объединения христианских Церквей Востока на основе их этнического, общеарабского единства. Только в Антиохийском патриархате на официальном уровне действуют решения об уже состоявшемся объединении с христианскими неправославными Церквами; все они Восточные Церкви.

Первое такое решение было принято около 30 лет назад для паствы в Ливане: синодальное постановление разрешило совместное участие в евхаристии православных ливанцев и мелькитов-католиков (Мелькитская Греко-Католическая Церковь).

Соглашения в Шамбези (с монофизитами) и Баламанде (с католиками) сблизили Антиохийский патриархат и другие христианские конфессии Востока еще больше. 22 июня 1991 г. Антиохийский Священный Синод под председательством нынешнего Патриарха Игнатия IV принял постановление “Об общении между Восточным Православным и Сирийским Православным (на самом деле монофизитским) Патриархатами Антиохии”. Это постановление, в частности, предусматривает:

1. Полное взаимное уважение между обеими Церквами в отношении их богослужения, духовных традиций, исторического наследия и святых отцов.

2. Отказ от принятия членов одной Церкви в члены другой, независимо от мотивировки.

3. Если два епископа разных Церквей встретятся для совместного духовного служения, то первенствовать обычно должен тот из них, с чьей стороны имеется большинство народа. Однако если служба представляет собой таинство венчания брака, то первенствовать будет епископ церкви со стороны жениха.

4. Если в какой-либо местности окажется только один священник одной из Церквей, то он должен преподавать божественные таинства членам обеих Церквей, включая Божественную литургию.

Это постановление не было пересмотрено и тогда, когда Сирийский патриархат (постановлением от 25 января 1994 г.) установил евхаристическое общение с Римско-Католической Церковью.

Основой всех перечисленных объединений Антиохийского патриархата с другими патриархатами и Церквами Востока является этническая общность паствы. Стремление основывать церковные организации исключительно по “племенному”, то есть национально-культурному, признаку получило название филетизма (от греческого “филе”, племя). Филетизм был анафематствован Поместным собором в Константинополе в 1872 г. (после отказа Болгарии, в связи с обретением государственной независимости, от канонического подчинения Константинополю). Решение Константинопольского собора было затем признано и Святейшим Синодом Российской Церкви.

По материалам журнала “Вертоградъ-Информ”, 2 (47) 1999, с. 35 – 36.

Версия для печати.
Опубликовано на сайте
Портал-Credo.Ru
09-02-2005 12:10

Православный и мелькитский Патриархи освятили экуменический храм

Православный патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV Хазим и глава Мелкитской Греко-Католической Церкви патриарх Григорий III Лахам совершили 4 февраля совместную службу по случаю освящения церкви Святых Петра и Павла в Даммаре, пригороде Дамаска, сообщает сирийское агентство SANA.

“Это событие – начальный пункт объединения Антиохийской Церкви в рамках всестороннего национального единства Сирии”, – заявил патриарх Григорий в своей проповеди на освящении церкви. В ответном слове патриарх Игнатий подчеркнул, что освящение общего православно-мелькитского храма – это исключительное событие, играющее важную роль в созидании национального единства, которое чрезвычайно необходимо в современных условиях.

Среди поместных православных Церквей Антиохийская Церковь является своеобразным “передовиком” экуменических отношений. Молитвенное общение с монофизитами (в частности, при совершении “смешанных” браков) установлено в ней на уровне церковных постановлений. Новый храм станет символом “церковного единства” и будет использоваться не только православными, но и представителями других конфессий.

4 Responses to “მღვდ. ზურაბის (აროშვილი) და არქიმანდრიტ რაფაელის კითხვა-პასუხი”

  1. daviTi Says:

    “Насчет несогласии Истинно-православных друг с другом. В основном эти несогласии внешне церковно-административные и не касаются основных вероисповедальных вопросов.

    გაიხარეთ მამაო ზურაბ თქვენ მე გამახარეთ ამ ახსნით! დიახ და კიდევ ასგზის დიახ!!! ვინ ეკითხება ეკუმენისტ რაფაელ კარელინს, პირწავარდნილ ერეტიკოსს, რომელისაც თურმე ესმის რა არის ეკუმენიზმი, მაგრამა მაინც ეკუმენიზმსში ვერცხლის სიყვარულის გამო არსებობს, ანუ თუ განუდგა ეკუმენიზმს მისი და მისი ოჯახის ტორტისმოყვარე პირს როგორღა ამოავსებს ანტიეკუმენიზმის ხმელი პური? და ეს არჩევს ძველმესტილეთა ჯვარცმულ ისტორიას, რომელიც მათგან დღესაც თაყვანისცემულმა ახალმესტილე პირველიერარქმა წმიდა ეკლესია_ქრისტეს სჯულის გმობით_ სქიზმით განხეთქა? თავისავე წიაღში მოიკითხონ ბერძენ ძველმესტილეთა უბედურება, ამ ახალმესტილე ეკუმენისტებმა და მათთან ევქარისტიულ კავშირში მყოფმა ძველმესტილე ალექსი მეორემა (კირილე გუნდიავევმა) და ილია მეორემა, ანუ მინდა ვთქვა რომა, თუ თვითონ თუ არ გავიდოდნენ სქიზმაში ქრისტესთან, მაშინ ხომ არც ე. წ. კვიპრიანელები, ხრიზოსტომელები, მნათეელები, ვიტალისტები, ბოსტონელები…არ გავიდოდნენ მათგან “სქიზმაში”?

  2. daviTi Says:

    ანუ ვენაცვალე ძველმესტილე ყველა სინოდისსა: ვიტალისა, ეფრემსა, ხრიზოსტომოსსა, კვიპრიანესა, მნათესაა და ასე შემდეგა! და თქვენს მართლაღმსარებლობასა მსოფლიო: ამერ იმერში, მამაო ზურაბ! რომელსაცა ბოროტი ენები სქიზმას ეძახიან! ნუ, ლოოლ, მეტი რა ეთქმით!

    რაო, რაფალმა? ერთთმანეთსა არა ცნობთო ნაირგავრი ანტი ერეტიკული სინოდებიო? ძალიანაც კარგი თუ ერთმანეთს არ ცნობთ და ერთმანეთს აკრიტიკებთ, რადგან განდგომილების სული ისე და იმდენად ძლიერი და ყოვლისამომცველია, დაე თქვენმა სინოდების ურთიერთ კრიტიკამ დასცეს განდგომილების სული თქვენსავე სინოდებშიც და გადაარჩინოს ფარა ქრისტესი!

    მამაო, ზურაბ, არც ისეთი “გოიმი” ვარ არ მესმოდეს თვით ძველმესტილეთა წიაღის განდგომილებები, მაგრამ ვიმეორებ, ეს სათავეს იღებს მთავარი მწყემსის დაცემიდან, ანუ ე.წ. “ახალმესტილეთა ეკლესიის” ქრისტეს კვართის განრღვევიდან! ამიტომ შემდეგ დაბნეულობა და სინოდებად დაყოფა მართალია მოხდა და კიდევ უარესი, უფრო პატარა ნაწილებადაც დაშლა, მაგრამ ეს სათავეს მხოლოდ ქრისტეს სჯულის ერთგულებიდან იღებს, ხოლო ოფიციალური ეკუმენისტური ეკლესიები ერთსულოვნებაში არიან “ეკლესიათა მსოფლიო საბჭოს” წიაღთან სრული და ერთსულოვნებითი გაერთიანებისათვისა! ნუ ლოოლ რამდენი ვიწვალე, რომ კანონისტ-ალაჯორ-კატობატოებს რაიმე გავაგებინო! თორემა მამა ზურაბს რათ უნდა ამის ახსნა!

  3. ლომისა Says:

    ძვირფასო ბ-ნო daviTi ! დაგელოცოთ რწმენისთვის მოშურნეობა! “საპატრიარქოს” ფორუმელებთან თქვენი სიტყვიერი პაექრობიდან გამომდინარე ნათლად ჩანს, თუ როგორ საშინელ ბოროტმადიდებლობას ეწევიან ისინი, და თანაც ისე აუკუღმართებენ თვით ეკლესიის წმინდა მამათა და საეკლესიო კოდექსის კანონთა სწავლებებს, რომ მოსალოდნელია, თქვენი პირდაპირი, უბრალო და დაურიდებელი მხილება, მათ სიცრუით გამოიყენონ მორწმუნეთა დასაბრკოლებლად; ამიტომ გთხოვთ, ქრისტესმიერო საყვარელო ძმაო, გაითვალისწინოთ მამა ზურაბის (აროშვილი) რჩევა-დარიგება და კლასიკური მხილების გზიდან ნუ გადავუხვევთ! იმედია, გაგვიგებთ, რადგან თქვენი სიმდაბლე გვაძლევს ამის უეჭველ იმედს!

    სიყვარულით ქრისტეში
    “დიდგორის” პრესსამსახური

  4. stalker Says:

    mama zurabs did madlobas vuxdi me piradad rom amden sakitxsi gamarkvia ris azrzec ar viyavi!


Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / შეცვლა )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / შეცვლა )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / შეცვლა )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / შეცვლა )

Connecting to %s

%d bloggers like this: